Главная страница Написать письмо Карта сайта Искать
Российский союз промышленников и предпринимателей

Профессиональные и образовательные стандарты

Пути реформирования НПО и СПО

Социальные и образовательные кредиты

Рейтингование учебных заведений
edu.rspp.ru Новости и события Царица в опале?

Царица в опале?

19.09.2008

Источник: Поиск # Москва (Москва)
Автор: БЕЗ АВТОРА
Дата: 19 сентября 2008

В августе, открывая Ульяновский региональный образовательный форум, министр  Андрей Фурсенко  сообщил, что осенью Министерство образования и науки начнет обсуждение нового формата проведения ЕГЭ по математике. Один из вариантов - оставить обязательный экзамен по этой дисциплине лишь при окончании 9 класса, а затем преподавать математику только в профильных классах или сделать "экзаменом по выбору". Предложение (которое, к слову, высказывается уже не впервые) вызвало резкую реакцию со стороны академического сообщества. В начале сентября вопрос "О состоянии и перспективах математического образования в высшей и средней школе" был вынесен на заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), в котором кроме ректоров участвовали ведущие ученые Российской академии наук.

В августе, открывая Ульяновский региональный образовательный форум, министр  Андрей Фурсенко  сообщил, что осенью Министерство образования и науки начнет обсуждение нового формата проведения ЕГЭ по математике. Один из вариантов - оставить обязательный экзамен по этой дисциплине лишь при окончании 9 класса, а затем преподавать математику только в профильных классах или сделать "экзаменом по выбору". Предложение (которое, к слову, высказывается уже не впервые) вызвало резкую реакцию со стороны академического сообщества. В начале сентября вопрос "О состоянии и перспективах математического образования в высшей и средней школе" был вынесен на заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), в котором кроме ректоров участвовали ведущие ученые Российской академии наук.

Равнение на математику!

Результаты единого государственного экзамена по математике тревожат и заставляют задуматься: в 2008 году этот экзамен был обязательным в 78 регионах страны, оценку "неудовлетворительно" получили 23,5% выпускников школ. Цифры лишь подтвердили то, о чем все чаще говорят преподаватели вузов: уровень математической подготовки абитуриентов упал. "Математика - царица наук" явно не в чести у нынешних школьников. Однозначно что-то надо делать - либо с подготовкой по этому предмету, либо со способом проверки знаний. А скорее всего, необходим целый комплекс мер. Об этом и шел разговор на открывающем новый учебный год заседании Совета РСР.

Об отношении к математике и математическому образованию, сформированном в вузовской и академической среде, говорил академик РАН (и экс-ректор Кубанского государственного университета) Владимир Бабешко. "Это точка зрения не только математиков, но и других специалистов, чья образовательная и научная деятельность связана с этой наукой", - уточнил академик, начиная доклад. Линия защиты "царицы наук" строилась по понятной логике. Президентом поставлена задача перевода страны на инновационный путь развития. Решение ее предполагает резкое увеличение внутреннего валового продукта за счет вытеснения товаров сырьевого характера наукоемкими товарами и услугами. А это наряду с созданием производственной базы требует подготовки специалистов, способных не только использовать, но и создавать новые средства производства и товары. Мировая практика показывает, что тут особую роль играет должный уровень математических знаний. А необходимая математическая подготовка школьников и студентов возможна только при условии, что в стране будет достаточно много математиков высокого уровня.

Академик привел многочисленные примеры из истории страны, когда именно математики решали, казалось бы, неразрешимые проблемы в самых различных сферах - в освоении космоса, создании новейшего оружия, функционировании атомных электростанций и многих других. Он напомнил, как во времена СССР наша страна была признанным центром математической мысли мира. Здесь проходило большинство математических конгрессов, многие наши математики получили международные награды.

Ситуация начала меняться с распадом страны. Резко отошли известные в то время математические школы Украины, Армении, Грузии, Азербайджана, что не могло не повлиять на уровень исследований в России. Усугубила проблему и эмиграция большого количества математиков высокого уровня.

Впрочем, снижение уровня математического образования отмечается не впервые и не только в нашей стране. В конце 50-х годов прошлого века, когда Россия опередила США в освоении космоса, НАСА, анализируя причины, назвало среди них и снижение математической фундаментальности сопровождения исследовательских технологических работ. Тогда в США были созданы благоприятные условия для привлечения математиков из Европы, в вузах приветствовалось расширение математических специальностей.

В 1970-х годах, когда в связи с хельсинкскими договоренностями ослабли запреты на эмиграцию, СССР покинули многие крупные ученые. Некоторые отрасли почувствовали математический голод. "Надо отдать должное Политбюро: оно отреагировало оперативно, - напомнил недавнюю историю академик. - Были приняты директивные решения, которые привели к снижению аудиторной нагрузки для ученых-математиков в вузах, к увеличению стипендий студентов-математиков, расширению математических специальностей".

Сложности переходного периода России конца прошлого столетия, обвал практически всех отраслей экономики не позволяли детально анализировать состояние математического образования и ставить актуальную задачу его подъема. Сейчас о необходимости такой постановки вопроса свидетельствует целый комплекс факторов: падение интереса к чисто математическим дисциплинам в вузах, старение математиков-теоретиков, внесших и способных вносить ощутимый вклад в развитие мировой математической науки, выявленный благодаря ЕГЭ низкий уровень знаний у выпускников средней школы. "Заметным становится некоторое отставание России в тех областях, где математика является определяющей, но связь с производством слабая, и разработки математиков оказываются невостребованными. Так, в число стран, производящих суперкомпьютеры (США, Япония, Индия), Россия не вошла. Падает производительность труда, прежде всего в технологической сфере", - отметил В.Бабешко.

Он выразил "собирательное мнение" академического и образовательного сообщества: для подъема престижа математики для всех категорий молодежи в стране необходимо на государственном уровне усилить пропаганду математики как науки, математических дисциплин и знаний. Добиваться, чтобы углубленное изучение математики оставалось привлекательным: ведь для овладения престижными научными и техническими специальностями необходимо хорошее знание этого предмета. Просить ведущих ученых-математиков принять участие в подготовке книг и брошюр для школьников, для молодежи с учетом современной науки и техники, в которых рассказывалось бы о роли математики в различных областях, о тенденциях ее развития и популярно - о нерешенных проблемах. Поскольку в вузы приходят ребята со слабыми математическими знаниями, нужно корректировать лекционные курсы и в связи с этой дополнительной работой уменьшить нагрузку преподавателям вузов, как это делалось во времена СССР. Рассмотреть возможность повышения стипендии студентам. Эти и другие необходимые меры могли бы войти в Федеральную целевую программу "Математика" - подобную ФЦП "Русский язык" - на 2010-2018 годы. И есть предложение провозгласить 2010 год Годом математики.

Идею создания ФЦП по развитию математического образования и исследований в этой области поддержал вице-президент РАН В.Козлов: "Если что-то такое удастся реализовать, это было бы замечательным шагом в нужном и правильном направлении".

Зарядка для мозгов

С цифрами спорить трудно. Они говорят сами за себя. За период с 1952 по 2008 год количество часов на преподавание математики в начальной школе сократилось с 7 до 4 в неделю, а в средней - с 6 до 5 часов. Одним из существенных факторов, влияющих на снижение мотивации к изучению математики, многие выступающие называли действующее в последнее время пресловутое правило "плюс один": при получении на ЕГЭ "двойки" в аттестат шла "тройка". Зная об этом, школьники, которым математика в дальнейшем была вроде как и ни к чему, особо себя не утруждали. "До трети работ двоечников по Москве, мы анализировали, - это работы детей, к решению практически не приступавших, - констатировал исполнительный директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко. - Директора нам давали статистику по центрам - через 10 минут после начала экзамена дети уходили. Их старались хоть как-то для приличия удержать. Поэтому процент "двоек" на ЕГЭ по математике во многом не показатель". В Москве этот процент чуть меньше, чем по стране в целом, - 21,1. Но главный повод для тревоги даже не в этом: рубежное тестирование столичных шестиклассников показывает, что ребята плохо считают (видимо, так аукнулось сокращение времени изучения арифметики в начальной школе). Около 10% не знают таблицы умножения - "и вот это действительно катастрофа". По мнению И.Ященко, государственный контроль знаний математики на выходе из начальной школы надо ввести по всей стране. А еще необходимо пересмотреть школьную программу: "Падение интереса к математике связано и с тем, что мы перегрузили школу малопонятной математикой и недогрузили тем, что понятно и интересно и школьникам, и родителям. Нужно подумать, как при сохранении общей математической нагрузки переработать программу - чтобы, когда ребенок приходит с "двойкой", папа от него не отмахивался, - предложил И.Ященко. - При этом она должна быть достаточной, чтобы обеспечить зарядку для мозгов на каждый день". Он же предложил академикам вплотную заняться содержанием контрольно-измерительных материалов (КИМ), по которым проводится ЕГЭ, отметив, что, как только РАН начала проводить экспертизу учебников, плохие учебники из школы ушли. И подчеркнул: "В массовой школе КИМы определяют содержание образования гораздо больше, чем программа".

Андрей Фурсенко  выступил "обеими руками за" участие РАН в разработке КИМов. Но не преминул заметить, что и нынешние КИМы, вызывающие столько нареканий, "готовили не чиновники, а математики, некоторые даже академики - точно знаю!".

Быть или не быть… экзамену?

Академик РАН Виктор Васильев (кстати, член комиссии по экспертизе учебников под руководством вице-президента РАН В.Козлова) очень решительно выступил против отмены обязательного экзамена по математике для одиннадцатиклассников. И напомнил, что полтора года назад эта идея, "как пробный шар", уже вбрасывалась в общество. Академики сразу забили тревогу, и на имя тогдашнего вице-премьера, занимавшегося вопросами образования, пошло письмо, под которым стояли подписи многих известных ученых, не только математиков. Академик процитировал текст, прозвучавший весьма актуально: "Обращаемся к вам с глубокой тревогой, вызванной намерением отменить обязательный выпускной экзамен по математике в школе. Прежде всего, поистине поразительно, что высокопоставленный руководитель открыто предлагает бороться с некрасивой цифрой - большим процентом "двоек", полученных в ходе экспериментального экзамена, - путем упразднения испытания, более-менее объективно показывающего положение дел, вместо того чтобы попытаться эти дела поправить. Это откровенный пример очковтирательства на самом высоком уровне". По мнению ученых, отказ от обязательного (ключевое слово!) выпускного экзамена неминуемо приведет к тому, что математика станет практически факультативом, а это в недалеком будущем самым катастрофическим образом скажется на дееспособности народа России.

А.Фурсенко  парировал: "У нас, видимо, традиция в стране существует специфическая: как только следует предложение к обсуждению, немедленно идет письмо на самый верх с жалобой против того, кто предлагает обсуждать. Парткома сейчас нет, так стали писать президенту, премьеру, первому вице-премьеру. Поверьте мне: кучу вопросов мы можем решить, обсуждая. За все годы, что мы с вами работаем, не было ни одного решения, затрагивающего интересы сообщества, которое было бы принято тишком. У нас были очень сильные споры. Мы расходились по многим вопросам. Но никогда кулуарно решение не принималось. И не будет приниматься".

Министр отметил, что ему очень понравились и выступления, и проект решения. Что он "с благодарностью примет участие представителей сообщества в подготовке материалов ЕГЭ". Заговорив о волнующем всех присутствующих вопросе - обязательности экзамена по математике,  А.Фурсенко  неожиданно процитировал известное высказывание поэта Светлова: "Я могу жить без необходимого, но не могу жить без лишнего".

- Мы уже долгое время требуем себе лишнего, не имея необходимого, - заметил министр. - И это правильно. Но есть люди, которые думают по-другому. И они тоже имеют право на это. Они свободные люди. То, что мы обсуждаем, и то, что мы делаем, - еще один шаг на пути к общей свободе.

...Как предполагается, судьба ЕГЭ по математике будет решаться в октябре-ноябре на традиционной встрече региональных министров образования в Москве.






Создание+поддержка=Направление.RU
Яндекс.Метрика