Главная страница Написать письмо Карта сайта Искать
Российский союз промышленников и предпринимателей

Профессиональные и образовательные стандарты

Пути реформирования НПО и СПО

Социальные и образовательные кредиты

Рейтингование учебных заведений
edu.rspp.ru Пресса ЕГЭ сдали

ЕГЭ сдали

18.07.2008

С мыслями о модернизации

"Учительская газета"(МОСКВА)
Виктория Молодцова
21 февраля 2006 г.

Образование нынче тоже политика. Не случайно на нынешнее и будущее образования у каждой политической фракции Госдумы РФ - свой взгляд. Своим видением процветания образовательной отрасли они поделились с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко в рамках "Правительственного часа", посвященного модернизации системы образования и совершенствованию законодательства в этой области в рамках реализации национального проекта. О том, как отчитался министр о текущей работе, как держал удар в словесном поединке, читатели могли ознакомиться в прошлом номере "ОП". Сегодня попробуйте выбрать себе политического соперника или единомышленника среди народных избранников Госдумы.
Слухи пока преувеличены
Олег СМОЛИН (фракция КПРФ):
- Я понимаю, что политика власти направлена на поддержку образования, но точно также я понимаю, что корень проблем даже не столько в политике Министерства образования и науки РФ, сколько в антисоциальной политике Правительства РФ. Итак, нам предлагают четыре национальных проекта в России, и их, на мой взгляд, можно разделить на три категории. Первая - нет концепции, вторая - нет денег, третья - всего понемногу, но по-настоящему не хватает и того, и другого. К третьей категории я вынужден отнести и так называемый национальный проект в области образования.
Первое - мы приветствуем любой шаг на пользу тем, кто учится и учит, в частности, повышение доплаты за классное руководство, увеличение доплаты за ученые степени, подключение школ к интернету и многое другое. Но каждому серьезному человеку понятно, что национальные проекты все эти полезные вещи, увы, не тянут.
Второе - мы будем по результату оценивать следующие действия Правительства РФ. Конечно, хорошо, что государство решило исполнить роль некоего Джорджа Сороса, вводя систему грантов, но не факт, что при российской бюрократической системе мы сможем избежать, с одной стороны, политизации, с другой стороны, кумовства, с третьей стороны, где-то в крупных городах и системы отката. Не секрет, что Россия по международным оценкам с 90-го места по уровню коррупции переместилась на 126-е.
Идея создания национальных университетов прекрасна, но мне довелось быть в Красноярске, где попытка согнать под одну крышу несколько совершенно различных вузов вызвала массовые акции протеста со стороны студентов. Если проект будет осуществляться таким же способом, он может спровоцировать новые массовые акции.
Мы крайне обеспокоены и выступаем против того, что в 2006 году бюджет образования растет медленнее бюджета страны - 26% против 40%. Такая бюджетная политика означает намерение войти в информационное общество задом наперед.
Мы выступаем против отмены налоговых льгот, которая неминуемо приведет к повышению платы за обучение, как минимум, в негосударственном секторе, а скорее всего, и всех платных образовательных услуг.
Мы выступаем против замедления темпа роста заработной платы педагогов при огромных дополнительных доходах бюджета. Хочу заступиться за моих учителей, за моих родителей-учителей, которые сегодня невольно были оскорблены. Ни мы, ни наши учителя в школьные годы не знали, что такое поборы. Поборы - это, увы, достижение так называемой эпохи реформ.
Мы выступаем против сокращения учебных бюджетных мест для студентов, в этом году сокращение бюджетного набора произошло на 4,3%. Впервые за последние годы сокращены бюджетные места для студентов, и это крайне опасный прецедент. Мы выступаем против замораживания студенческих стипендий. Студентам их повышать не собираются, что же касается учащихся ПТУ и студентов ссузов, то им стипендии поднимают до 200 рублей, на три обеда в Москве этого, наверное, хватит.
Мы категорически против новых попыток приватизации под лозунгом замены организационно-правовых форм. Естественно, изменение организационно-правовых форм приведет к тому, что исчезнут конституционные гарантии, поскольку Конституция ничего не гарантирует тем, кто учится в АУ и ГАНО. Кроме того, снимается запрет на приватизацию, установленный только для государственных учреждений статьей 39 Закона РФ "Об образовании". Повторяю, нигде приватизация образования не проводилась, и, как бы сказал Салтыков-Щедрин, российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления, если она отважится на подобное действие.
Национальный образовательный проект в России, с моей точки зрения, мог бы быть таким:
1. Восстановление системы дошкольного образования. Сейчас острейший дефицит мест в детских садах тормозит даже робкий рост рождаемости, который наметился в последнее время.
2. Возвращение к системе обязательного бесплатного полного среднего образования. Об этом говорили, это поручение президента, но это не вошло в национальные проекты.
3. Создание системы социальной поддержки детей и студентов из малообеспеченных и проблемных семей. Образование должно быть социальным лифтом, который позволяет человеку подняться и занять достойное место в жизни.
4. Программа перехода на общедоступное высшее образование, как это делают в Японии и в других странах.
5. Восстановление образовательного телеканала и психолого-педагогический контроль деятельности других каналов. Телевидение должно не развращать, а развивать человека, это совершенно очевидно.
6. Принятие национальной программы развития электронного обучения.
7. Приравнивание учителя по зарплате и социальным гарантиям к государственному служащему, а в качестве первого шага - восстановление тех положений Закона РФ "Об образовании", которые были отменены пресловутой "монетизацией". Нищий учитель - это бедная страна. Думаю, это для всех очевидно.
Я считал, нашей национальной идеей должны стать наши дети и наши студенты, слухи о национальном проекте образования в России пока сильно преувеличены. Нам нужна другая образовательная политика, которая руководствовалась бы принципом ЮНЕСКО "Образование для всех".
В институт без экзаменов
Алексей ЧЕРНЫШОВ (фракция ЛДПР):
- Реформы мы успешно прошли за 20 лет, теперь у нас модернизация того, что осталось после реформ. Действительно, очень хотелось бы, выявляя какие-то проблемы, говоря о каких-то критических вещах, настроиться на позитивный лад, понять, как нам этот позитив использовать. На мой взгляд, прежде всего все-таки нам нужно пройти общественную дискуссию, в которой бы все мнения были учтены. Нам необходимо сформировать новое понимание России в современных условиях, мы должны понять наконец-то свою идентичность. Почему-то в зарубежных образовательных центрах огромное внимание уделяется пропаганде изучения собственной ментальности, существуют курсы в Америке, в Канаде, нам тоже крайне необходимо в школах усиление предмета "Отечествоведение", а в вузах - "Россиеведение". Есть "История Отечества", но, к сожалению, в регионах она преподается почему-то по-разному. Сегодня мы уже лучше знаем историю Азии и Африки, нежели собственной страны.
Вопрос о форме поступления в вузы по-прежнему актуален. Была система экзаменов, сегодня мы ее доламываем и пытаемся перевести на ЕГЭ - единый государственный экзамен. А может быть, посмотреть на эту проблему с другой стороны и опять не идти на крайности. В том числе без улыбки оценить предложение ЛДПР о введении в систему поступления абитуриентов в вузы без вступительных экзаменов. Это не означает, что человек, который завтра придет в вуз, должен быть обязательно принят - критерии поступления должны содержать в себе все качественные характеристики претендента, которые он хочет представить на суд приемной комиссии и которые будут на равных учитываться при приеме в образовательное учреждение. Каковы они? Это аттестат зрелости с оценками учащегося, которые он получал на протяжении многих лет, характеристики и рекомендации на данного абитуриента директора, учителя и так далее, свидетельства о победах на олимпиадах, конкурсах, медико-психологическая характеристика, интеллектуальное тестирование, то есть тот самый пресловутый ЕГЭ, который будет лишь одной из качественных характеристик оценки знаний ученика. При этом можно проводить ЕГЭ несколько раз в процессе учебы, например в 4, 9 и 11-м классах, чтобы убрать роль случайного фактора. Со всем этим творческим арсеналом человек приходит в вуз, и приемная комиссия, состоящая из профессиональных людей, коллегиально принимает решение по тому или иному абитуриенту, и в этом случае традиционные экзамены становятся не нужны.
Сегодня с тотальным введением ЕГЭ мы усилили проблему коррупции и свели на нет творческое начало. В некоторых регионах уже этажами сдают за деньги эти так называемые ЕГЭ, и потом вузы обязаны принять некачественных людей к себе на учебу. Поэтому, наверное, ЕГЭ в том виде, в каком он существует сегодня, нужно отменить, но на это нужно политическое мужество и не только министра образования и науки, а всех нас.
Каковы критерии для оценки качества подготовки выпускника школы? На мой взгляд, это должно быть безупречное знание родного языка, ведь в некоторых вузах абитуриенты уже забывают русский язык, а это язык межгосударственный, межнационального общения. Это должно быть знание по меньшей мере хотя бы одного, но живого иностранного языка. Это должно быть глубокое знание истории Отечества, ибо история делает человека гражданином. Все это фундаментальные , базовые, основные качественные характеристики.
Одним из главных критериев качественности работы вуза, на мой взгляд, должно быть количество выпускников конкретного образовательного учреждения, работающих по специальности. Только тогда начнут исчезать структуры, где лишь выписываются дипломы и назначаются специальности. В этом же ряду остро стоит вопрос об эффективности использования бюджетных средств, расходуемых на образовательные нужды. Заглянем в Федеральные адресные инвестиционные программы, с которыми наконец могут ознакомиться и депутаты ГД РФ, и нам станет ясно, почему их не было в момент обсуждения и принятия федерального бюджета на 2006 год. В одном из сел Саратовской области, где проживает всего 537 человек, планируется построить школу-дворец и использовать на это десятки миллионов. А вот чтобы починить крышу в действующей школе, 50 тысяч рублей не находится. Думаю, таких вопросов очень много. Один из важнейших - коррупция.
Мне кажется, что настал момент объединения Министерства образования и науки РФ с Федеральным агентством по образованию, чтобы придать нашей работе единый организационно-финансово-идеологический характер. Тогда многие наши проблемы будут решены, и из сказанного поэтом: "Умом Россию не понять!" - можно будет сделать иной вывод: настало время понять Умом Россию.
НПО и СПО войдут в приоритет
Николай БУЛАЕВ (фракция "Единая Россия"), председатель Комитета по образованию и науке ГД РФ:
- Каждый из нас хочет, чтобы в системе образования изменения были к лучшему. При этом я абсолютно не согласен с теми, кто говорит, что эта система сегодня деградировала, что она не выполняет своих основных функций и полномочий, что мы сегодня не воспитываем патриотов и так далее. Когда идет разговор о наших детях и внуках, никто не говорит, что дела у них плохи. Все хорошо! А что, наши дети и внуки учатся в других школах, у других учителей? Я думаю, когда мы желаем во многом низвести школу до состояния некоторой сироты, о которой никто не заботится, которой никто ничего не дает, это ошибочное мнение. В школах я бываю не проездом, даю уроки, вижу ребят из сельских школ. Мне больно, что у них нет нормальных кабинетов физики. Мне больно, что мой коллега, учитель физики, не имеет даже того оборудования, что было у меня 20-30 лет назад.
Но давайте посмотрим бюджет 2006 года и увидим довольно существенные шаги, которые мы вместе делали в этом направлении, впервые выделив и обозначив в федеральном бюджете вектор нашей заинтересованности в отношении оснащения школ. Да, мы очень мало нынче говорили о национальном проекте, а должны говорить о нем, о том, каким образом национальный проект должен получить развитие.
Мне непонятно, почему в национальном проекте нет системы начального и среднего профессионального образования. Я уверен, что, когда мы будем готовить свои предложения на 2007 год, мы должны это обозначить. Отсутствие в национальном проекте систем НПО и СПО, отсутствие людей, работающих в этих системах, обозначение их заинтересованности в реализации проекта очень важно. Не учитывается в национальном проекте и система дополнительного образования.
Что касается ЕГЭ, то согласен: должна быть четко подведенная черта под тем, что же произошло, какой опыт мы имеем и как этот опыт должен быть интегрирован в федеральное законодательство.
То, что национальные проекты есть, это понятно, то, что они сегодня направлены на поддержку лидеров, это тоже ясно, то, что на 2007-й нужно заложить иные условия и иные параметры, для нас очевидно. Если мы это сделаем, это будет справедливо по отношению к самой системе и по отношению к тем, кто там работает.
Клеветал ли лорд?
Борис ВИНОГРАДОВ (фракция "Родина"):
- Сама идея национального проекта в образовании очень трудно ощущается, потому что на "Правительственном часе" в ГД РФ шел разговор о текущей работе министерства. Что же касается ситуации в системе образования, то я вспомнил одного лорда, который на сессиях ПАСЕ клеветал на нашу страну по поводу Чечни, что она занимается геноцидом чеченского народа. В своих клеветнических выступлениях он тем не менее одну правдивую фразу произносил, говоря, что в Чечне нет хороших теплых туалетов - все во дворах. Приведу пример одной области: на 304 сельские школы нет теплых туалетов в 163, нет пожарной сигнализации в 217, центрального водоснабжения (школы работают на привозной воде) в 183 школьных зданиях. То есть если вспомнить слова лорда относительно нашей российской глубинки, то оказывается, он прав.
Как я понимаю слова "национальный проект"? Например, был национальный проект, который возглавлял Курчатов, проект заключался в том, что Россия, для того чтобы защитить себя, должна была создать атомную бомбу. Была крупная проблема, крупный проект, крупная личность, и выполнена задача. В нынешнем национальном проекте по образованию крупной личности не вижу, поэтому предлагаю национальный проект от фракции "Родина".
В чем суть? Остановлюсь на проблеме сельской школы. Недавно проехал по сельским школам и увидел: помимо "дистанционных" туалетов в школах оборудование "времен Очакова и покоренья Крыма". Какой там компьютер, какая информатизация?! Нет современных кабинетов физики, химии, лингафонных кабинетов, таблицы Менделеева подклеены скотчем и висят, хотя самое время перейти на электронные. В городских школах проблем меньше, но сельских школ в России - половина из 60 тысяч, и каждая из них испытывает на себе все то, что я перечисляю. Нужна программа подъема сельских школ (и это будет национальный проект), которая будет связана с двумя этапами: первый - индустрия образования, обновление материально-учебной базы и сдача "под ключ" современного оборудования, второй - пополнение педагогических кадров учителями-мужчинами.
Социальный статус учителя не просто принижен, а оскорбителен. Уже десять лет тому назад на съезде ректоров России говорили о необходимости приравнять по статусу учителя к государственному чиновнику по оплате труда и пенсионному обеспечению. Нам скажут наши экономисты, что это невозможно, потому что это вызовет инфляционный скачок. Предлагаю начать этот проект по семи федеральным округам с востока на запад и за семь лет решить эту и другие проблемы окончательно. Думаю, вот такой подход в сочетании с решением задач воспитания патриотов, с привлечением духовных сил страны приведет к успеху.

Виктория МОЛОДЦОВА




Актуальные материалы

26.04.2006
ДЕЛОВОЙ РЕЙТИНГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пресса

18.07.2008
ЕГЭ сдали



Создание+поддержка=Направление.RU
Яндекс.Метрика