Главная страница Написать письмо Карта сайта Искать
Российский союз промышленников и предпринимателей

Профессиональные и образовательные стандарты

Пути реформирования НПО и СПО

Социальные и образовательные кредиты

Рейтингование учебных заведений
edu.rspp.ru Пути реформирования НПО и СПО Актуальные материалы Социальное партнерство в сфере профессионального образования
О подгруппе
Руководитель подгруппы
Члены рабочей подгруппы
Анонсы событий РГ
Заседания и новости РГ
Новости и события
Материалы и документы
Актуальные материалы

Социальное партнерство в сфере профессионального образования

09.03.2006

О.Н.Олейникова, доктор пед.наук,

А.А.Муравьева, кандидат филологических наук

Центр изучения проблем профессионального образования (Национальная Обсерватория)

 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

Введение

Активное становление социального партнерства в сфере профессионального образования в странах Евросоюза происходило в процессе развития социального диалога с середины 50-х до начала 90-х гг. К началу 90-х гг. в странах Западной Европы сформировались основные модели социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения.

Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и ростом “нематериальных инвестиций” требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к профессиональной подготовке взрослого населения. В этой связи  предприятия вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессиональной подготовки, которая становится стратегическим фактором, обеспечивающим требуемые структурные изменения.

Организация социального партнерства в сфере профессионального образования в европейских странах имеет свою историю и традиции. Процесс формирования и развития социального партнерства не был простым и легким. И даже в последние десятилетия западноевропейские страны сталкиваются с определенными трудностями в организации социального партнерства.

Практически во всех развитых странах в ряде отраслей отсутствует профсоюзное движение и соответственно, организованное социальное партнерство.

Вышеперечисленные проблемы, как правило, связаны с переосмыслением роли государства в организации и управлении  профессиональным образованием и децентрализацией управления в условиях быстрого развития рынка труда, вызванного стремительным развитием технологий и потребностью в новых умениях и квалификациях и необходимостью поддержания конкурентоспособности как экономики в целом, так и отдельных отраслей и предприятий.

Европейский социальный диалог был инициирован в Валь Дюшессе Президентом Европейской Комиссии Жаком Делором. Участниками этого диалога в странах Европейского Союза являются:

-         Союз конфедераций  промышленников и работодателей Европы (UNICE);

-         Европейский центр предприятий с участием государства и предприятий общего экономического интереса (СЕЕР);

-         Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC);

-         Европейской ассоциацией ремесленных, малых и средних предприятий.

В сфере образования и профессионального обучения были выделены четыре основные направления:

·        Непрерывное обучение – начальное и дальнейшее обучение;

·        Профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения;

·        Профессиональные квалификации, включая прогнозирование и анализ спроса, взаимное признание квалификаций и их «прозрачность»;

·        Ресурсы и финансирование.

В рамках этих направлений в сферу интересов социальных партнеров входят вопросы:

n   профессионального обучения, определения содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ и формирование  единого европейского пространства для дистанционного обучения;

n   определения условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;

n   осуществления профессиональной ориентации (выявление связей между основным образованием и профессиональным обучением, в особенности, содействие трудоустройству молодежи);

n   продолжительности обязательного обучения;

n   подготовки преподавательского состава;

n   организации и осуществлении производственного обучения;

n   обеспечения занятости, в том числе и прежде всего - среди молодежи (эта проблема находится на пересечении сфер образования, начального профессионального обучения, профессиональной ориентации,  освоения профессиональных квалификаций и продолженного  обучения, она приобрела особое значение в связи с возрастанием безработицы среди молодежи и растущим спросом со стороны предприятий на квалифицированную рабочую силу);

n   организации и функционирования системы дальнейшего обучения и его доступности и

n   обеспечения законодательного закрепления всех выше перечисленных вопросов.

 

            В течение 1987-1991 годов было принято несколько важнейших решений и документов в области базового образования, начального профессионального обучения и профессионального обучения взрослых. В феврале 1992 г. был принят Социальный протокол как Приложение к Маастрихтскому Договору, поднявший социальное партнерство на уровень принципиальных вопросов европейской интеграции, после чего стало активно развиваться заключение коллективных договоров.

            В  1992 г. был создан Комитет по социальному диалогу, который играет очень важную роль в политических процессах Европейского Союза. Комитетом приняты, в частности, следующие документы:

·        Документ по профессиональному обучению в целях предотвращения безработицы (1995);

·        Документ по учреждению структурных фондов (1996);

·        Документ по вопросам обучения в течение всей жизни (1996);

·        Документ о предотвращении сексуальной агрессии (1997);

·        Документ по вопросам равных прав граждан с ограничениями здоровья (1997);

·        Декларация по вопросам занятости граждан с ограничениями здоровья на  обычных рабочих местах (1999).

·          Декларация социальных партнеров  в рамках Европейского года людей с ограничениями здоровья (20/01/2003) – обновленный вариант Декларации 1999 года.

·         Заявление о развитии занятости и интеграции людей с ограничениями здоровья в европейский сектор торговли и распределения (28/05/04). В этом Заявлении содержится программа действий по претворению в жизнь ранее провозглашенного лозунга «равные права для людей с ограничениями здоровья».

·          «Европейский социальный диалог, движущая сила инноваций и перемен» (2002 г.)». В этом документе социальный диалог рассматривается в качестве средства совершенствования управления расширяющейся Европой и движущей силой экономических и социальных реформ, и ставится задача усиления социального диалога на всех уровнях.

·         Программа социального партнерства (2003 – 2005 гг.), принятая на встрече на высшем уровне по вопросам социального диалога 28 ноября 2002 г., предусматривает дальнейшую  деятельность организаций  социальных партнеров по вопросам занятости, мобильности и расширения ЕС.

Сегодня, как никогда, возрастает роль постоянного обучения. Уже через 10 лет 80% используемых технологий и оборудования устареет. К этому времени 80% работников будут иметь образование, которое они получили 10 лет назад. В этой связи необходима реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только учебные заведения, но и предприятия и компании, а также должна значительно повысится роль граждан и их ответственность за собственное обучение. Не менее важно сформировать культуру обучения в течение всей жизни.

В этой связи Европейская Комиссия предпринимает всевозможные меры и разрабатывает документы, содержащие ориентиры дальнейшего развития, включающие, например, Зеленую книгу «Жизнь и работа в информационном обществе», где провозглашены такие задачи:

  • Прочные основы знаний и умений должны закладываться в течение первых лет образования, которое должно основываться на новых технологиях; преподаватели и учителя должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.
  • Гибкость учебных заведений в части их адаптации к новым требованиям рынка труда; сближение учебных заведений и предприятий.
  • Формирование обучающихся компаний.

Реализация социального диалога в сфере ПОО в большой степени зависит от  реализуемых в рамках национальных государств моделей производственных отношений.

Так, государство, финансовая система, система образования и обучения, система производственных отношений и такие организации, как профсоюзы являются базовыми элементами, определяющими развитие производственного порядка, который при всей его внутренней преемственности необходимо подвержен изменениям и развитию.

В Германии, например, система производственных отношений предполагает высокую степень правового регулирования в сочетании с самоорганизацией в промышленности и такую структуру государства, в которой большие полномочия переданы землям.

Во Франции система производственных отношений исторически формируется ролью государства, проявляющейся в национализации ключевых предприятий и регулировании инвестиций посредством контроля за банковским сектором.

Система производственных отношений в Великобритании предполагает минимальное политическое вмешательство в организацию промышленности и фрагментированность  институциональных структур при сильной и независимой финансовой системе.

В модели рынок/образование проводится различие между моделями рынка и образования и моделью ПОО. В Великобритании предприятия отвечают за большую часть профессионального обучения, объем обучения определяется краткосрочными потребностями работодателей. Рыночная модель ассоциируется с периодической нехваткой рабочей силы, недоинвестированием в образование и обучение и стратегиями работодателей к «переманиванию» квалифицированных рабочих.

Франция и Германия ассоциируются с образовательной моделью, где центральную роль в обучении играют внешние институты. 

Модель рабочее место/учебное заведение  проводит различие между системами ПОО, основанными на обучении на рабочем месте, и системами, основанными на обучении на базе учебных заведений.

            Во всех моделях социальное партнерство в сфере профессионального образования и обучения (ПОО) направлено на развитие высококачественного ПОО, отвечающего потребностям рынка труда и экономической жизни.

            Как показывает опыт, необходимой предпосылкой для устойчивого и качественного развития профессионального образования и обучения является институционализация социального партнерства и наличие соответствующей нормативно-правовой базы.

            Ключевая роль в развитии социального партнерства в сфере ПОО принадлежит работодателям и их организациям, которые выполняют следующие функции:

n   Лоббирование собственных интересов в рамках классической модели плюрализма интересов;

n   Участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов, а также стандартов ПОО;

n   Формирование приоритетов обучения на рабочем месте;

n    Участие в формировании государственной политики и принятии решений в области ПОО;

n   Участие в разработке образовательных программ;

n   Определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке,

n   Мобилизация финансовых ресурсов  и  контроль за их использованием;

n   Участие в управлении учебными заведениями ПОО.

 

Помимо этого социальные партнеры неизбежно вовлекаются в решение проблем региональной инфраструктуры и регионального развития.  Следует подчеркнуть, что ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога. Степень инициативности работодателей во многом определяется традициями, производственными отношениями и моделью  регулирования ПОО.

Форма социального партнерства зависит от основной модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране, которая, в свою очередь, формируется в зависимости от типа производственных отношений.  Существуют три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, и потребностями социальных партнеров в объединении усилий:

1.      Государство не играет никакой роли, или его роль незначительна - Великобритания. В Великобритании политика в области профессионального обучения в основном определяется на местном уровне, и центральную роль играют работодатели, которым лучше чем кому-либо известны потребности в обучении. Данная модель отражает общие тенденции децентрализации государственного управления, в рамках которой правительство передает полномочия местным органам и предприятиям. Государство в данном случае не прибегает к формальному регулированию профессионального обучения в виде каких-либо законодательных актов, а добровольное участие предприятий  обусловлено развитыми рыночными отношениями. Интересно отметить, что социальное партнерство в области профессионального образования в Великобритании осуществляется преимущественно местными органами власти, организациями, осуществляющими само обучение и организациями, представляющими интересы предприятий, а роль профсоюзов довольно незначительна.

 

2.    Государство планирует и осуществляет профессиональное образование и обучение и управляет им, как это происходит во Франции. Однако следует отметить, что и в рамках данной модели за последние годы наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в управлении профессиональным образованием. При возникновении новых потребностей в профессиональном обучении, социальные партнеры самостоятельно или совместно с правительством принимают непосредственное участие в планировании, реализации, контроле, а иногда и в финансировании новых видов профессионального образования. Примером могут служить осуществленные при  активном участии социальных партнеров эксперименты по разработке моделей, предполагающих чередование  обучения на базе учебного заведения и трудовой деятельности, получившие впоследствии широкое распространение  практически во всех странах Западной Европы. Вопросы внутрифирменного профессионального обучения и обучения на рабочем месте также решаются профсоюзами и работодателями в рамках коллективных договоров.

На отраслевом уровне весьма заметную роль в профессиональном образовании играют ассоциации работодателей,   усилия которых направлены на удовлетворение собственных потребностей в обучении. На этом уровне высока активность профсоюзов.

Однако на уровне предприятий участие профсоюзов и ассоциаций в профессиональном обучении значительно ниже.  Профсоюзы, как правило, ограничиваются получением информации об обучении своих членов или организацией независимого контроля. 95% обучения на производстве находится в ведении руководства компаний, которое  проводит независимую от ассоциаций работодателей политику в этой области.

В государствах с доминирующей ролью государства (например, Франция) начальное профессиональное обучение контролируется только государственными органами, и ответственность за него несет государство и соответствующие местные органы власти.  Однако социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений на государственном уровне через соответствующие трехсторонние консультативные органы.

В области непрерывного обучения решения принимаются на различных уровнях: в тех случаях, когда непрерывное обучение финансируется из государственных средств, государство и регионы несут солидарную ответственность. Социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений как на государственном, так и на региональном уровнях через трехсторонние консультативные органы.

В тех случаях, когда непрерывное обучение финансируется предприятиями, решения принимаются на межотраслевом и отраслевом уровнях, а также на уровне отдельных предприятий.

 

3. Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения: Германия (дуальная система), Нидерланды, Дания.

По степени распределения ролей государства, компаний и профсоюзов в развитии профессионального образования выделяются три основные модели   социального партнерства.

Так, в Великобритании действует, так называемая, либеральная модель, когда доминирует роль предприятий (работодателей). Предприятия/компании имеют полную свободу устанавливать объем и качество начального и непрерывного профессионального обучения, а государство только определяет уровни квалификационных стандартов для выпускников и предоставляет средства на обучение.  Однако следует подчеркнуть, что распределяя средства на обучение в зависимости от соответствия строгому набору критериев, государство  осуществляет мощный контроль за качеством ПОО.

В Дании и Нидерландах действует неокооперативная модель, в рамках которой весьма активны ассоциации работодателей и профсоюзы, а государство лишь придает законность решениям,  принятым на основе группового консенсуса.

Во Франции реализуется модель государственного вмешательства, в рамках которой государство регулирует систему профессионального образования в сотрудничестве с социальными партнерами.

В Германии развитие системы профессионального обучения также определяется на основе группового консенсуса по вопросам содержания и итоговой аттестации, однако немецкая модель отличается от неокооперативной тем, что финансирование профессионального образования и обучения там осуществляется по либеральной модели.

В последние десятилетия в Европе наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в профессиональном образовании.

Как показывает опыт, организационно или законодательно оформленное участие социальных партнеров, представляющих интересы работодателей и работников, является важнейшим условием обеспечения устойчивого и качественного профессионального образования и обучения.

 

Организационные формы социального партнерства

Практика показывает, что укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального способствует создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях, а также на уровне отраслей, которые занимаются разработкой и реализацией инициатив в области обучения как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения.

В рамках моделей с ослабленной государственной монополией могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме «профессиональных комитетов» и «отраслевых комитетов», «комитетов по профессиональному обучению» с равным представительством обеих сторон.  В рамках государств с доминирующей государственной монополией социальный диалог осуществляется в рамках всевозможных консультативных советов или комиссий.

Основной формой реализации социального партнерства в сфере профессионального обучения на уровне предприятия, являются  коллективные договоры, содержащие положения об обучении на производстве, непрерывном образовании и др.

Следует подчеркнуть, что возможности координации внутренних организационных процессов у социальных партнеров во многих случаях оказываются несравненно выше, чем у государства.

В большинстве стран  организации работодателей и профсоюзы активно участвуют в системе производственного обучения. Кроме того, практическое обучение - обучение на рабочем месте - по определению зависит от работодателей на уровне конкретных предприятий. В осуществлении производственного обучения социальные партнеры часто выступают в качестве организаторов независимых учебных центров и учреждений непрерывного профессионального обучения. Профсоюзы могут принимать участие в управлении центрами, созданными на государственные средства.

Для привлечения работодателей  к  социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения  государство, в конечном счете, несущее за него ответственность, использует следующие механизмы:

n   государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;

n   создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;

n   предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности;

n   государственные дотации на обучение на рабочем месте;

n   налоговые льготы предприятиям и т.д..

      

Для иллюстрации вышеизложенных принципов и особенностей развития социального партнерства в странах Европейского Союза  ниже приведено более подробное описание ряда национальных систем, характеризующих основные модели взаимодействия социальных партнеров в зависимости от типа производственных отношений и модели ПОО.

 
 
Социальное партнерство в сфере ПОО в Нидерландах

 

Ведущую роль играют  Национальные организации по профессиональному образованию и обучению.

По Закону «Об образовании и профессиональном образовании и обучении» 1996 года правительство отвечает за организацию среднего профессионального образования и обучения и его финансирование, за исключением обучения, предоставляемого компаниями («обучение на рабочем месте»). Закон также предусматривает создание таких социальных структур, как национальные организации профессионального образования и обучения и региональные центры по профессиональному образованию и обучению, которые наделяются правом организации и осуществления профессионального образования и обучения.  То есть, государство делегирует полномочия в этой области независимым структурам.

            Созданы 22 национальные организации (National Bodies) профессионального образования и обучения, которые представляют интересы государства, работников и работодателей и осуществляют взаимодействие между рынком труда и профессиональным образованием и обучением. Юридически эти организации имеют статус частных структур и действуют в рамках частного права (как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства задачи, определенные Законом «Об образовании и профессиональном обучении». Наряду с государственными задачами, НО имеют право осуществлять коммерческую деятельность (например, обучение занятого населения по контрактам с компаниями или региональными службами занятости). НО  также имеют право разрабатывать учебные материалы и заниматься издательской деятельностью.

            Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования. В двух третях НО все категории социальных партнеров представлены непосредственно в руководящих органах, а в одной трети - партнерство осуществляется в рамках обязательных консультаций с представителями сфер образования, бизнеса и промышленности.

            Задачи, которые национальные организации уполномочены решать по организации профессионального образования и обучения, дают достаточно полное представление о системном и  комплексном характере их деятельности.  Национальные организации отвечают за:

-         формирование содержания профобразования и обучения;

-         качество профобразования и обучения;

-         разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования);

-          изучение потребности в обучении в рамках компаний;

-          разработку долгосрочных планов обучения;

-         организацию производственного обучения в системе профобразования и обучения;

-         мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда по секторам (по результатам мониторинга выявляются релевантные изменения и сообразно им вносятся рекомендации по изменению содержания курсов или введению новых курсов и  требований к конечным результатам обучения; изменения или нововведения считаются релевантными,  если они внедрены в сорока процентах компаний);

-         разработку конечных целей (или «конечных достижений») обучения (минимум знаний, умений и отношений, необходимых для получения квалификации);

-         обеспечение качества итоговой аттестации;

-         разработку и обновление системы национальных квалификаций.

В Нидерландах действуют две подсистемы классификации профессиональных квалификаций. Под квалификациями понимаются цели, которые должны быть достигнуты по завершении обучения.

Новая система классификации квалификаций среднего профессионального образования действует с 1997 г. Она имеет четыре уровня и предназначена, в том числе, и для аккредитации предыдущего обучения и трудового опыта.

Вторая система включает в себя квалификации высшего профессионального образования (МСКО уровень 5).

Разработка квалификаций осуществляется следующим образом: сначала социальные партнеры определяют профили профессии, затем эти профили обсуждаются с представителями сферы образования и после этого «переводятся» в «конечные цели или достижения» обучения. Национальные организации участвуют в определении «выходных квалификаций», т.е образовательных стандартов обучения, приводящего к получению квалификации. В разработке «выходных квалификаций» также участвуют колледжи.

Разработанные национальными организациями «выходные квалификации» подлежат утверждению Министерством образования, которое предварительно согласует их с Советом по рынку труда и образованию.

 Участие социальных партнеров в разработке структуры квалификаций является естественной гарантией того, что обучение ведется именно тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Разработкой стандартов среднего профессионального образования  занимаются 22 национальные организации, каждая из которых осуществляет мониторинг развития сектора и обновление квалификаций и стандартов, а также регулирует содержание квалификаций в данной отрасли.

Разработка стандартов и квалификаций состоит их двух этапов. На первом определяются профили профессий. Для этого используются эмпирические обследования, видео-конференции или конференции экспертов. На втором – социальные партнеры по секторам осуществляют разработку профилей профессионального образования совместно с представителями учебных заведений ПО. Эти профили по сути являются эквивалентом понятия квалификация.

Следует особо подчеркнуть различие между профилем профессии и профилем профессионального образования. Профиль профессии разрабатывается социальными партнерами и отражает ситуацию в профессиональной области. На его основании социальные партнеры и представители сферы образования разрабатывают профиль профессионального обучения (квалификации), который может охватывать несколько профилей профессий. Таким образом, объем квалификации устанавливается посредством консенсуса между сферой труда и сферой образования.

Другими словами, государство в Нидерландах устанавливает общую рамку, которая конкретизируется субъектами образования и труда, т.е. социальными партнерами.

Национальные организации обеспечивают качество квалификационной структуры, осуществляя постоянное взаимодействие и консультирование   компаний, непосредственно предоставляющих обучение;  специалистов из сферы промышленности и торговли  и инновационных центров по отраслям.

Социальные партнеры осуществляют поиск компаний, которые могут предоставить «ученические места» и соответствующие условия для производственной практики. Компании заинтересованы в предоставлении ученических мест по двум причинам: во-первых, они могут выбрать нужных для себя специалистов из «учеников», а во-вторых, «ученики», проходя производственное обучение, работают на компанию.

«Ученические» места оплачиваются работодателями. Между работодателем и студентом заключается контракт, по которому студент становится сотрудником компании на период обучения и получает минимальную зарплату. Помимо этого работодатели также оплачивают инструкторов производственного обучения и стоимость учебных материалов.  За это они получают определенные налоговые льготы.

Предоставляя «ученические» места, компании несут достаточно большие расходы,  которые зачастую являются непосильными для отдельно взятой компании. Поэтому нередко компании в рамках отрасли объединяются и заключают соглашение по совместному предоставлению «ученических» мест. Иногда они организуют центры производственного обучения.

В рамках организации производственного обучения НО определяют потребности в обучении и производят аккредитацию компаний по установленным критериям качества.

Национальные организации по профессиональному образованию и обучению объединены в Ассоциацию национальных организаций «СОLО».  Эта ассоциация занимается:

-         вопросами исполнения законодательства в области аттестации, структуры квалификаций  и т.д.

-         ведением переговоров с Министерством образования от имени 22 национальных организаций;

-         разработкой документов, лоббированием финансовых вопросов, подачей заявок на участие в международных проектах, и т.д.

-         признанием дипломов других стран.

            Интересы работников в социальном диалоге представлены Конфедерацией профсоюзов Нидерландов, объединяющей около 12 миллионов человек, как из числа занятого населения, так и из числа безработных. Конфедерация состоит из 15 автономных профсоюзов и проявляет особую заинтересованность в организации обучения и профессиональной подготовки своих членов. Представители профсоюзов принимают участие в работе различных консультативных органов, связанных с вопросами профобразования и обучения, таких как Комитет по вопросам рынка труда Социально-экономического совета, Комитет по образованию Службы занятости, Фонд труда и СOLO.

Конфедерация профсоюзов осуществляет активную политику среди своих членов, рекомендуя им включать вопросы профессионального обучения в коллективные договоры. К таким вопросам относятся, например, вовлечение большего количества работников в обучение и переподготовку, обеспечение правового статуса обучаемых, улучшение положения инструкторов профессионального обучения, помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в поиске своего места на рынке труда и др.

Благодаря усилиям этой организации в коллективные договора вошли положения о повышении зарплаты обучающимся в некоторых отраслях и оплата первого дня обучения.

            Национальные организации  и Конфедерация профсоюзов активно взаимодействуют с отраслевыми институтами, занимающимися проблемами рынка труда,  для получения прогнозов рынка труда, а также участвует в определении потребности и необходимости введения новых курсов обучения.

Профсоюзы также защищают интересы обучающихся во время прохождения ими производственной практики в компаниях и вместе с работодателями осуществляет обеспечение необходимого количества ученических мест.

Социальные партнеры в Нидерландах также отвечают за обучение работающих граждан (совместно с правительством и Министерством экономики). Обучение на рабочем месте является частью отраслевого коллективного договора (коллективными договорами охвачены около 70% работников) и, как правило, предусматривает сроки обучения от 2 до 10 дней для всех работников. При этом работникам возмещаются расходы на обучение. (В большинстве секторов созданы фонды обучения, управление которыми осуществляется организациями работников и работодателей). Во многих случаях обучение предоставляется через НО.

Обучение безработных входит в компетенцию правительства и социальных партнеров и осуществляется через органы занятости. Центральная служба занятости разрабатывает общую политику в этой области и распределяет средства между 12 региональными организациями, которые используют их для покупки необходимых курсов обучения у различных организаций, осуществляющих профессиональное обучение.

Как явствует из обзора социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения в Нидерландах,   механизм социального партнерства выстроен в достаточно жесткой логике обеспечения государственных интересов при делегировании значительной части полномочий по реализации государственной политики в области профессионального образования и обучения независимым структурам.  Такое разделение ответственности обеспечивает гибкость взаимодействия всех структур, непосредственно заинтересованных в квалифицированной рабочей силе, включая и самих работников,  стимулирует их мотивацию и активность в осуществлении совместной деятельности и одновременно обеспечивает постоянный контроль со стороны  государства.

 

Социальное партнерство в сфере ПОО в Великобритании

 

В Великобритании работодатели традиционно регулируют профессиональное обучение, формируя спрос на умения и, соответственно, заказ на обучение. Модель регулирования профессионального образования и обучения (далее – ПОО)  в этой стране традиционно отличается рыночным характером и децентрализацией. Однако в последние годы в силу объективных причин, о которых будет говориться ниже, возникла необходимость объединения усилий работодателей в рамках отраслей и их консолидация на национальном уровне. В этой связи стали создаваться так называемые Отраслевые советы по вопросам умений, которые объединились в сеть,  получившую название Сеть по умениям для бизнеса (далее – Сеть), чья деятельность регулируется Агентством по формированию умений для отраслей (далее – Агентство).

Создание Советов направлено на обеспечение промышленности умениями высокого уровня, необходимыми для повышения конкурентоспособности экономики и реализации профессиональных  устремлений граждан. Задача Отраслевых советов состоит в оказании влияния на государство и сферу образования для того, чтобы все отрасли получили доступ к необходимым умениям.

Начало новым процессам в сфере социального партнерства было положено публикацией в апреле 2002 г. доклада «Ответ на вызовы в области отраслевых умений и производительности труда. Создание сильной сети по развитию умений для отраслей».

На настоящий момент созданы и лицензированы более 20 Советов, в ведение которых входит около двух третей всей трудовой сферы Великобритании.

Создание Советов было спровоцировано острой нехваткой умений на рынке труда. Результаты исследования, приведенные в докладе указывают на отсутствие связи между внешними конкурентными факторами, которые являются двигателем развития умений, и мотивацией к развитию умений работников у работодателей.

Ранее в Великобритании существовало около 70 Национальных организаций по обучению, однако их сеть в целом не справилась с решением важных задач, стоящих перед промышленностью. В связи с этим возникла реальная потребность в создании новой, дееспособной и сильной Сети, признаваемой уже на уровне правительства, которая бы решала следующие задачи:

- повысила бы вовлечение работодателей в обучение,

- четко представляла потребности работодателей,

- проводила качественный анализ потребностей отраслей в умениях,

-.могла четко выявить корреляцию между умениями и качеством производства товаров и услуг,

- имела тесную связь с отраслями,

- формулировала потребности  отрасли для сферы образования и обучения,

- имела репутацию, которая бы способствовала привлечению работодателей и профсоюзов к процессу повышения конкурентоспособности экономики страны в целом путем расширения инвестиций и укрепления общей базы умений в стране.

В этом контексте в вышеуказанном докладе была сформулирована политическая инициатива по созданию Отраслевых советов, которые бы:

- сформировали базу занятости, имеющую экономическую и стратегическую значимость,

- оказывали реальную поддержку ключевым работодателям и способствовали занятости в отрасли,

- имели в своем руководстве широкое и влиятельное представительство работодателей,

- имели широкую ресурсную базу и профессиональный штат.

Основная идея создания таких советов основана на анализе ситуации в экономике Великобритании и сравнении ее с ситуацией основных конкурентов. Анализ показал, что производительность труда в Великобритании ниже, чем в других экономически развитых странах.  В расчете на одного работника она составляла на 42% ниже, чем в США и на 14% ниже, чем во Франции и Германии, а также в целом по стране было выявлено существенное различие между регионами. За незначительными исключениями (например, фармацевтическая промышленность) уровень производительности ведущих Британских компаний был ниже, чем у их заокеанских конкурентов (7).

В проведенном Обследовании работодателей «Умения для бизнеса» (2003 г.) необходимость повышения качества умений и повышения производительности труда была признана ключевым приоритетом самими работодателями. По мнению работодателей, решение этих задач позволит решить и две другие, а именно повышение уровня продаж и инновационное развитие.

По мнению работодателей  в Англии, 11% работников не имеют требуемых умений, а 20% вакансий не заняты в связи с отсутствием у кандидатов на эти должности необходимых умений. Особенно явно нехватка умений выражена в отраслях, требующих высоких квалификаций.  Более 20% взрослого населения не имели функциональной грамотности (более высокий процент отмечается только в Ирландии и Польше). Обучение же в основном затрагивало тех специалистов и работников, которые изначально имели высокий уровень умений. Анализ также выявил  недостаточное количество специалистов с квалификациями на уровне техника, ремесленника и персонала среднего уровня. Более того, определенное количество менеджеров в стране не имело соответствующих формальных квалификаций.

В связи с вышесказанным была признана необходимость повышения активности работодателей в формулировании своих потребностей в развитии умений в целях достижения баланса их спроса и предложения.

Организационно Советы занимаются представлением потребностей своих отраслей, в то время как функции Агентства состоят в регулировании, развитии и продвижении Сети.

Стратегические и текущие задачи Агентства представлены в обобщенном виде в следующей таблице:

 

Стратегические цели

Ожидаемые результаты

Превращение Сети в авторитетную организацию, являющуюся составной частью системы производства умений для нужд промышленности страны

·         создание новых Советов,

·         вовлечение в деятельность тех отраслей, где нет Советов,

·         переход на новый тип соглашений

Повышение влияния Сети и рост ее ресурсов для реализации стратегий, направленных на удовлетворение потребностей в умениях

·         Повышение эффективности лицензированных Советов и расширение сферы их деятельности,

·         Координация взаимодействия Сети с правительством  и его институтами

·         Выражение интересов работодателей отрасли

Повышение производительности за счет развития умений

·         Повышение влияния работодателей на инфраструктуру учреждений, предоставляющих услуги по обучению,

·         Лоббирование инвестиций в умения,

·         Сформирование политики в области повышения производительности труда

Превращение Агентства в «катализатора» и лидера «революции» в умениях

·         Лоббирование задач Сети,

·         Совершенствование структуры и профессионализма  деятельности Агентства

 

 

К настоящему моменту сформированы три модели Советов:

- организации, практически совпадающие с ранее существовавшими отраслевыми организациями, например, Совет по умениям в строительстве,

- организации, сформировавшиеся на базе слияния Национальных советов по обучению, которые взяли на себя более широкие обязательства в соответствующей отрасли (основная группа),

- совершенно новые организации (например, Умения в секторе здравоохранения или Умения для розничной торговли).

Каждый Совет должен пройти следующие этапы официального учреждения:

- подача заявления,

- разработка бизнес процесса, включая оценку рынка труда, 5-летний стратегический план и бизнес план на 18 месяцев,

- оценка и одобрение плана на основе консультаций с заинтересованными сторонами.

После успешного прохождения всех трех этапов выдается соответствующая лицензия на три года за подписью Министра образования, согласованная с соответствующими Министрами Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Одновременно с Отраслевыми советами были сформированы межотраслевые структуры, которые занимаются развитием умений, необходимых во всех отраслях, а именно:

- умений в области менеджмента и лидерства,

- умений в области трудоустройства,

- умений в области ИКТ,

- умений по обеспечению устойчивости.

При этом в каждом Отраслевом совете предусмотрена должность специалиста по каждой межотраслевой области умений.

В настоящее время поставлена задача заключения так называемых Отраслевых Соглашений по умениям. Эти Соглашения явятся механизмом сотрудничества между работодателями и государством в области развития умений, необходимых для отраслей путем повышения роли работодателей в определении потребностей в обучении и формировании вариативных траекторий обучения.

С апреля 2004 г. Министерство торговли и промышленности  стало официальным спонсором Сети. В рамках этих официальных Соглашений ряд отраслей, представленных Советами и спонсируемых Министерством, имеют возможность получать консультации у высшего руководства Министерства по вопросам разработки политики и сотрудничества. Одновременно отраслевые отделы Министерства также активно сотрудничают с Советами и предоставляют им  выход на сети работодателей и помогают в реализации Отраслевых соглашений об умениях.

Планы деятельности Советов предусматривают различные мероприятия как на стратегическом уровне, так и на формате конкретных проектов и мероприятий на местах. В целом их можно сгруппировать следующим образом:

- разработка национальных стандартов профессий и совершенствование национальной системы квалификаций,

- анализ существующих возможностей обучения и предоставление информации о наличии возможностей обучения,

-  развитие услуг в области сопровождения профессиональной карьеры/обучения.

На уровне мероприятий, ориентированных на отдельных граждан, особое внимание уделяется профориентационным мероприятиям в учебных заведениях, включая даже высшие учебные заведения. Эти мероприятия направлены на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников.

Мероприятия, направленные на привлечение работодателей, - наиболее важная часть деятельности Советов с точки зрения выявления реальных потребностей работодателей в развитии умений. Участие предприятий может варьировать от членства в совете или выплаты взносов до участия в обследованиях или предоставлении материалов по бизнес-планированию, консультирование, участие в конкретных мероприятиях Советов (разработке стандартов или участие в программе «Современное ученичество»).

            Таким образом, как следует из вышесказанного, в Великобритании происходит постоянный поиск путей и способов совершенствования социального партнерства в сфере ПОО. Новые способы свидетельствуют о преодолении регионального принципа и перехода на отраслевой принцип и об участии государства в процессах повышения качества умений в интересах экономики и граждан в целом.

           

Социальное партнерство в области ПОО в Германии

 

В Германии государство активно участвует в развитии и поддержке профессионального образования и обучения. Все большее распространение получает  система поддержки профессионального образования, предполагающая совместный контроль за профессиональным образованием и обучением со стороны экономических и социальных партнеров.

Участие социальных партнеров в профессиональном обучении и обучении для рынка труда традиционно для Германии. В вопросах образования традиционно активны государственные и квази-государственные секторы. При этом регулирование предложения и спроса остается за рынком.

Социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы профессионального образования и обучения в рамках федеральной структуры государственного устройства, которая предполагает четкое и законодательно закрепленное распределение обязанностей между федеральным правительством и землями в сфере образования.

За развитие профессионального обучения традиционно отвечает целый ряд структур и институтов, таких как:

- «Компетентные        организации»        (корпоративные государственные    структуры,    отвечающие    за    обучение    на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;

- Комитеты по профессиональному обучению вышеуказанных организаций;

- Земельные комитеты по профессиональному обучению;

- Земельные министерства (Министерства труда, финансов и, реже, культуры), которые осуществляют контроль за «компетентными организациями» и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучения на предприятии земельными правительствами;

- Федеральный институт профессионального образования и обучения;

- Федеральная служба по вопросам труда;

Основная ответственность за законодательный процесс и управление в этих областях, так называемый культурный суверенитет, лежит на землях.  Земли имеют законодательные полномочия и права в области среднего и высшего образования, обучения взрослого населения и непрерывного обучения. Земельное законодательство касается образования в учебных заведениях, включая профессиональные училища и частные школы.  При этом некоторые полномочия в сфере образования переданы на федеральный уровень, такие как: гарантии свободы преподавания, выбора профессии и места обучения. Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального обучения на предприятиях, приема на обучение, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, проведение исследований в области рынка труда и разработки новых специальностей и т.д.

Социальные партнеры активно участвуют в разработке квалификаций дуального ПО. На первом уровне проводится исследование и Федеральный институт профобразования (BIBB) подготавливает необходимые документы по структуре и содержанию разрабатываемого регулирования. Затем объединения работодателей, профсоюзов, федерального правительства и правительств земель достигают соглашение по пилотированию новых процедур и ключевым параметрам. Затем соответствующее министерство и BIBB дорабатывают документы.

Чем более профессионально ориентирован курс обучения, тем большее участие принимают в разработке квалификаций представители профессиональной области.

В отношении квалификаций начального и повышенного уровня, регулируемых на федеральном уровне, инициатива по обновлению квалификаций и введении новых исходит в значительной мере от социальных партнеров.

Правовая основа профессионального обучения на рабочем месте в промышленности и в ремесленном производстве определена в Законе О профессиональном обучении 1969 г. и в Законе "О ремеслах" 1953 г. Наряду с другими вопросами, эти законы регламентируют отношения между молодежью и компаниями, проводящими обучение, по вопросам контрактов на обучение, свидетельств об обучении и оплаты.  Эти законы также предполагают участие социальных партнеров в лице Комитетов по профессиональному обучению  торгово-промышленных и ремесленных палат в организации профессионального обучения. В состав Земельных комитетов по профессиональному обучению входит равное число представителей работодателей, работников и Земельного правительства.  Задача Земельного комитета заключается в консультировании Правительства земли по вопросам профессионального обучения на земельном уровне и поддержке взаимодействия между обучением в учебных заведениях и обучением, осуществляемым в соответствии с Законом "О профессиональном обучении».

Комитеты по профессиональному обучению получают всю необходимую информацию и дают рекомендации по всем важнейшим вопросам профессионального обучения.

Социальные партнеры участвуют в организации обучения на базе учебных заведений. Так, «мастерские» на базе учебного заведения находятся в ведении палат и связанных с ними независимых организаций в промышленности.

 

Социальное партнерство в сфере ПОО во Франции

 

            Не отказавшись полностью от государственного вмешательства в профессиональное образование и обучение, Франция нашла компромиссное решение путем активного привлечения к разработке и реализации политики в этой области социальных партнеров в виде профессиональных ассоциаций, торгово-промышленных палат, профсоюзов  и т.д. и  децентрализации управления, которая выражается в делегировании части полномочий регионам.

            В результате активизации социального партнерства и сотрудничества государства с промышленностью стало возрождение программы «ученичество», представляющей собой пример сложной системы координации государственного регулирования сферы образования и рынка труда. Система «ученичество» требует сотрудничества различных социальных систем, каждая из которых имеет свою  институциональную культуру и методы деятельности. В рамках «ученичества» происходит институционализация кооперативных механизмов координации, основанная на диалоге между социальными партнерами и государством. Сложность системы заключается в том, что часть обучения осуществляется в рамках формального образования, а практическое обучение и отбор обучающихся производится предприятием. Таким образом, ключевые  управленческие решения принимаются предприятиями, использующими рыночные подходы, при том, что сама система находится в ведении государства и регулируется государством и профессиональными объединениями.

            Организации социальных партнеров играют важную консультативную роль в формировании и реализации политики в области профессионального образования и обучения.

            Структура регулирования ПОО носит государственно-общественный характер, обеспечиваемый привлечением социальных партнеров. Таким образом, в последние годы отмечается поворот от модели государственного регулирования в сторону неокорпоративной модели.

В Министерстве образования в Департаменте профессионального обучения существует  Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями  (организациями социальных партнеров)  (Bureau du parteneriat avec le monde professionnel et des commissions professionnelles consultatives), отвечающее за разработку содержательной стороны квалификационных требований и связь с национальными отраслевыми консультативными комиссиями;

- Бюро регулирования профессиональных дипломов (Bureau de la reglementation des diplomes professionnnels), которое занимается юридическими вопросами, связанными с национальными профессиональными дипломами и экзаменационными требованиями;

- Бюро начального профессионального образования, программы «ученичество» и интеграции в рынок труда (Bureau de la formation professionnelle initiale, de l’apprentissage et de l’insertion), курирующее деятельность профессиональных лицеев, вопросы обучения молодежи в Центрах профессионального обучения и на предприятиях, и

-  Бюро непрерывного обучения взрослых (Bureau de la formation continue des adultes), организующее обучение взрослого населения.

            На национальном уровне ключевую роль играют две организации социального партнерства:

•            Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением, состоящая из представителей работодателей, профсоюзов и двенадцати министерств, которая является консультативным органом при разработке основных вопросов национальной политики в области ПОО. Постоянная комиссия руководит региональными Советами ПОО, куда входят префект региона, президент Регионального совета, по пять представителей от работодателей и профсоюзов, один – из Федерации национальных союзов работников образования, один – от государственных учебных заведений, один – от торгово-промышленной палаты и два представителя от общественных организаций.

 

В свете децентрализации управления создано 26 Региональных советов профессионального обучения, которые являются выборными органами. В соответствие с законом Региональные советы отвечают за профессиональное обучение молодежи и организацию производственного ученичества.

 

•            Координационный комитет региональных программ ученичества и профессионального обучения, состоящий из представителей социальных партнеров, государственных органов и региональных советов и координирующий разработку политики на региональном уровне.

  • Помимо этого существует двадцать одна Консультативная профессиональная комиссия, занимающиеся разработкой квалификационных требований для государственных профессиональных дипломов.  Каждая из этих комиссий соответствует крупному сектору экономики.

                        Помимо этого для обеспечении связи ПОО с рынком труда в каждом министерстве организованы комиссии по труду.

            В рамках социального диалога работодатели представлены следующими организациями:

-     Федерацией работодателей,

-     Федерацией малых и средних предприятий,

-     Профессиональным союзом ремесленников.

            Работники представлены:

- Французской демократической конфедерацией труда,

- Французской конфедерацией христианских работников,

- Союзом управленческих работников,

- Генеральной конфедерацией труда и

- «Рабочей силой».

 

            Все нормативно-правовые акты в области ПОО принимаются только после консультаций с социальными партнерами в рамках коллективных договоров (национальные межотраслевые договоры и отраслевые договоры), заключенных между социальными партнерами и правительством в соответствии с требованиями законодательных  и  иных нормативно-правовых документов.

            Социальные партнеры принимают участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования.

            А также социальные партнеры участвуют в разработке новых видов сертификатов. Так был, например, разработан сертификат профессионального бакалавриата, предназначенный для лиц, имеющих  сертификат профессионального обучения или сертификат профессиональной готовности. Этот тип сертификата был разработан в связи с возрастанием потребности в специалистах, владеющих новыми технологиями в области производства, автоматизации труда в офисах, автоматизированных методов производства и использования компьютерных технологий в промышленности и управлении, а также в области обслуживания компьютерного и электронного оборудования. Разработка данного сертификата проводилась в тесном сотрудничестве с работодателями и с учетом их требований в рамках проекта Евросоюза «Старше 16», в ходе которого были сформированы стратегии реформирования второй ступени среднего образования.

            Правительство обеспечило участие работодателей в развитии ПОО за счет системы обязательных налогов и сборов. Так, за счет налога на нужды  программы «ученичество» осуществляется финансирование всего НПО, а не только самой программы. Этот налог выплачивается всеми юридическими лицами и предприятиями в размере 0,5% валового фонда оплаты труда. Помимо этого предприятия выплачивают сбор на нужды программы «чередующегося» обучения (все предприятия со штатом менее 10 человек должны выплачивать 0,1% - в дополнение к  отчислениям на нужды программы «ученичество», а все предприятия со штатом более 10 человек - 0,3% фонда оплаты труда на нужды чередующегося обучения).

            При этом социальные партнеры имеют право участвовать в распоряжении налогом на нужды программы «ученичество» и сборами с предприятий на развитие непрерывного профессионального обучения.

Социальные партнеры привлекаются к разработке национальных дипломов.  При разработке национальных дипломов Министерство образования консультируется с 19 отраслевыми профессиональными комитетами, состоящими из представителей министерств, представителей родителей и социальных партнеров и представителей соответствующей отрасли. Участие этих комитетов обеспечивает качественные критерии оценки профессиональной квалификации. Любой член комитета может внести предложения по обновлению дипломов и учреждению новых.

 

Заключение.

            Таким образом, основные формы развития социального партнерства  в сфере профессионального образования в странах ЕС могут быть обобщены следующим образом:

1. Создание органов социального партнерства на национальном, региональном, отраслевом и местном уровне и на уровне учебных заведений (с участием представителей предприятий, ассоциаций работодателей и предпринимателей, торгово-промышленных палат, организаций работников (профсоюзов) и  представителей сферы образования) для:

- разработки:

* квалификационных требований к специалистам (разработка спецификации сферы труда),

* национальной системы квалификаций ПОО  и стандартов ПОО (спецификация оценки),

* учебных программ (спецификация сферы образования),

* содержания и организации производственной практики на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

* прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях;

      * мониторинга развития региональных рынков труда.

 

- выявления необходимости введения новых специальностей обучения.

 

2. Расширение участия учебных заведений ПОО в повышении квалификаций работников предприятий – социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).

3. Организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях социальных партнеров.

4. Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества ПОО

5. Создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах – советах, комитетах; повышение эффективности политики предприятий в области развития человеческих ресурсов и т.д.).

6. Выработка предложений по гармонизации спроса и предложения образовательных услуг на региональном рынке, отвечающей интересам регионального развития (профили и объемы подготовки).

         7. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий, оборудования, материалов и т.д., обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий и материалов и распространение наработок в регионе)

8. Привлечение внебюджетных средств.


Что было бы целесообразно предпринять в РФ для развития социального партнерства в сфере ПО:

 

            Было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных Консультативных отраслевых советах по социальному партнерству с участием представителей органов управления образованием, организаций работодателей, профсоюзов, секторных министерств и предприятий, департаментов Федеральной службы занятости для:

* формирования региональной социально-экономической стратегии,

* проведения анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе,

* формирования прогнозов развития регионального рынка (на базе имеющихся моделей мониторинга рынка труда) и гармонизации спроса и предложения на профессии и уровни квалификации, в том числе для оптимизации сети учебных заведений,

* формирования регионального компонента  стандарта профессионального образования (по отраслям экономики) и разработки требований к  умениям и компетенциям выпускников,

* развитию обучения на предприятиях (включая производственную практику студентов) и т.д.

            В среднесрочной перспективе – на основе анализа опыта работы региональных Консультативных отраслевых советов может быть сформирована модель и функции Федерального совета по социальному партнерству в области профессионального образования, включающего в себя отраслевые отделы.

            Для активизации социального партнерства учебных заведений может быть полезным разработать и утвердить:

- типовое положение о социальном партнерстве учебного заведения ПО (а также провести региональную учебу по вопросам организации социального партнерства для представителей учебных заведений ПО),

-  рекомендации об отраслевых советах по социальному партнерству и попечительских  советах для учебных заведений профессионального образования,

-  включить показатели деятельности в области социального партнерства в систему обеспечения качества деятельности учебных заведений (в рамках реализации модели всеобщего управления качеством).

            Особое внимание необходимо уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров.

            Областями социального партнерства в сфере профессионального образования могли бы стать:

- разработка политики в области профессионального образования (на федеральном и региональном уровне);

-  разработка профессиональных стандартов и стандартов профессионального образования и обучения (ПОО) – на отраслевом уровне;

-  анализ и мониторинг рынка труда (на федеральном, региональном уровне и отраслевом уровне);

- прогноз спроса и предложения на рынке образовательных услуг ПО;

- определение направлений развития профессиональных квалификаций и базовых умений (на федеральном, региональном  и секторном уровне);

-   участие в разработке стратегии регионального социально-экономического развития (на федеральном и региональном уровнях);

-   осуществление сбора и анализа информации о развитии рынка труда (на федеральном и региональном уровнях);

-  разработка содержания программ обучения и требований к оценке компетенций и участие в оценке учебных заведений (самооценке) и итоговой оценке выпускников (на уровне учебного заведения);

- предоставление мест для производственной практики, организация стажировок и повышения квалификации преподавателей ПО на предприятиях,

- развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий в учебных заведениях (на региональном уровне и уровне учебного заведения);

- совершенствование профориентационной работы (для усиления связей между общим и профессиональным образованием);

- развитие обучения на предприятии (на рабочем месте);

- мобилизация финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием;

-   участие в управлении учебными заведениями;

- формирование консолидированных региональных фондов для поддержки и развития  ПОО.



Социальное партнерство.doc

Обсудить в форуме


Создание+поддержка=Направление.RU
Яндекс.Метрика